Информационная
образовательная среда как обязательное условие реализации требований ФГОС:
сущность, структура, требования к содержанию. Проблемы формирования и
совершенствования ИОС учебного кабинета, способы их устранения.
Понятие и
педагогическая сущность современных информационно-образовательных сред
Создание
высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды
рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача,
позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы
образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей
требованиям постиндустриального общества.
Вместе с
тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не
только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации
необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и
педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо
учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных
информационно-образовательных сред.
Каковы
подходы к определению понятия "информационно-образовательная среда"
(ИОС)?
В широком
смысле, образовательная среда есть подсистема социокультурной среды,
совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она
выражается в целостности специально организованных педагогических условий
развития личности.
Анализ
множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это - совокупность
(скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем,
целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.
Ряд
исследователей (1) под
образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов,
определяющих образование и развитие человека:
·
люди,
которые влияют на образовательные процессы;
·
общественно-политический
строй страны;
·
природная
и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды);
·
средства
массовой информации;
·
случайные
события.
Сформулируем
типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки,
приведенные Г.Ю.Беляевым (2):
1.
Образовательная
среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.
2.
Целостность
образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под
которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне
непрерывного образования.
3.
Образовательная
среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность
человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой
адаптации человека к миру, и наоборот.
4.
Образовательная
среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов
локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
5.
В
оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный
воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем
вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего
содержания образовательного процесса.
6.
Образовательная
среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.
7.
Образовательная
среда является процессом диалектического взаимодействия социальных,
пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих
систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических
целеполаганий.
8.
Образовательная
среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от
учебной ситуации к жизни.
Рассмотрим
различные точки зрения в определении непосредственно понятия ИОС.
Под
информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:
·
системно
организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического
обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного
процесса
·
антропософический
релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого
потенциала и талантов обучающего и обучающегося (Ж.Н.Зайцева);
·
единое
информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции
информации на традиционных и электронных носителях,
компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя
виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические
комплексы и расширенный аппарат дидактиких
Структура информационно-образовательной среды
|
|
|
Введем определение ИОС как
информационной системы, объединяющей посредством сетевых технологий,
программные и технические средства, организационное, методическое
и математическое обеспечение, предназначенное для повышения эффективности
и доступности образовательного процесса подготовки специалистов.
Анализ достоинств
и недостатков, существующих ИОС, дидактических традиций российской системы
образования, а также современного состояния информационных технологий
и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы,
на которых должны строиться проектируемые в настоящее время
информационно-образовательные среды:
·
Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет
собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические
материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы
контроля знаний, технические средства, базы данных
и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида,
включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
·
Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать
в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки
и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями
подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи,
информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих
и углубляющих знания.
·
Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом
распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований
и ограничений современных технических средств и экономической
эффективности.
·
Адаптивность — информационно-образовательная среда должна
не отторгаться существующей системой образования, не нарушать
ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко
модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Сформулированные принципы построения
ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды,
с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а,
с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной
на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением
новых информационных технологий.
Структура
информационно-образовательной среды (ИОС) представлена на рис. 1.
В отличие от известных
подходов, основой разработанной ИОС, является дисциплинарное ядро,
представляющее полный спектр дисциплин соответствующей специальности, который
оговорен Государственным образовательным стандартом. Именно специальность,
по которой проводится обучение, является тем информационно-образовательным
продуктом, который востребован обществом. Известные ранее предпринятые попытки
фрагментарно решить вопрос за счет построения некоторой образовательной
среды на базе одной или нескольких дисциплин не приводили
к успеху, поскольку при этом разработка оказывалась инородным телом
в традиционной образовательной среде. Кроме дисциплинарного ядра
в ИОС входят информационно-справочная база, интерактивные компоненты
поддержки учебного процесса, а также блок сопровождения
и администрирования учебного процесса.