Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 14:23

Портфолио STUDENTA

Основное меню
Категории раздела
Мои статьи [14]
Занимательная информатика [0]
Программирование [15]
Прогноз погоды
Переход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

 ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ. Возможно – и воспитания без общения воспитателя с воспитанником?  Какие модели  общения в процессе  воспитания, на ваш взгляд, более рациональны? К какому стилю общения с детьми вы отдаете предпочтение? почему?

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

·                     организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

·                     объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия. Отечества;

·                     материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

·                     знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

·                     кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

·                     упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ: изготовления изделий из дерева и металла);

·                     творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

·                     временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

·                     систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

·                     контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

·                     учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

·                     специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к "прекрасному”. Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы постигаем как "возвышенное”, которое человек сотворить не в силах. (Кант И. Критика способности суждения. М., 1994).

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в "чистый эстетизм”.

В рассказе "Снежная королева” современного петербургского прозаика 
В. Шпакова героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасной сфере классической музыки. Стремление к классике - само по себе похвально, но беда в том, что по пути к ней презирается и отбрасывается "грубая” повседневность, в которой все мы живем. И повседневность мстит, сводя героиню с ума. (Шпаков В. Клоун на велосипеде. СПб., 1998).

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе "Об образовании”, в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного сообщества.

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. Т.е. организации учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов – на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, – на государственные органы, ассоциация педагогов – на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут служить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.

Виды воспитания

Классификации воспитания основаны на многообразии целей и способов их достижения.

1.                   По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание по месту жительства (общинное), воспитание в детских, юношеских организациях и в специализированных образовательных учреждениях (детских домах, школах-интернатах).

2.                   По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия.

Демократический стиль характеризуется распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов.

Либеральный стиль (невмешательство) характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом воспитания и обучения.

Попустительский стиль характеризуется "равнодушием” (чаще неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных достижений, уровня воспитанности подопечных.

Модели воспитания

Модель (лат. – мера, образец).

Модели воспитания – сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги, схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты.

Прагматическая модель. Ее представители рассматривают воспитание в рамках научения. Воспитуемый должен решать реальные жизненные проблемы, добиваться максимального благополучия. Основа воспитания - взаимодействие с реальной средой. Слабое место теории – воспитание жестких прагматиков и индивидуалистов.

Антропоцентристская модель – опирается на понимание сущности человека как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся. Сущность воспитания заключается в создании среды для максимального саморазвития индивида.

Социетарная модель ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности в рамках малых (семья, школа, референтная группа) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ).

Гуманистическое воспитание опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. В основе воспитания идеи гуманизма – помощь в становлении личности (Вальдорфские школы).

Свободное воспитание – вариант демократического стиля, направленный на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора их удовлетворения (идеи М.Монтессори и др.).

Что необходимо ребенку с момента его рождения? Это питание и уход. Но «общение также необходимо ребенку, как и пища». Если ребенок «лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни». Общение может быть не только здоровым (полезным, благоприятным), но и вредоносным.

«Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу». «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье». Все разрешимо, если удается восстановить благоприятный стиль общения. Этот стиль общения ставит в центр личность ребенка, любовь к этому ребенку. «Ребенок – человек повышенной ценности. Ребенок дан нам для того, чтобы мы его любили.

Любовь к ребенку может быть чисто физиологической, а может быть высокой. Один любит ребенка потому, что это его дитя и он этим гордится; другой – потому что ребенок маленький, беспомощный, забавный; третий любит в нем свое продолжение, четвертый соприкасается с тайной, с чудом, с загадкой природы» (Симон Соловейчик). А любить ребенка надо «просто так, просто за то, что он есть».

Поведение,  манера общения ребенка во многом зависит от стиля родительского общения и воспитания, то есть, в какой семье  он воспитывается.

Существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким. При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60 % родителей используют физические наказании; среди них 85 % - порка, 9 % - стояние в углу, 5 % - удары по голове и лицу.

Ребенок живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как к ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.

 Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

 Либерально-попустительский стиль подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования "Дай!", "Мне!", "Хочу!", капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова "надо". В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.

 

Одним из вариантов либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.

Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли "головка", "животик", "горлышко"? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

 Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитанияЗдесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что такое "надо", и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.


Категория: Мои статьи | Добавил: ADMIN (25.12.2012)
Просмотров: 3489 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Главное правило сайта:"if помогло? then оставь комментарий! else оставь отзыв!"
Имя *:
Email:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz