Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 13:48

Портфолио STUDENTA

Основное меню
Категории раздела
Мои статьи [14]
Занимательная информатика [0]
Программирование [15]
Прогноз погоды
Переход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Трудные» школьники как психолого-педагогическая проблема.






«Трудные» школьники как психолого-педагогическая проблема. Причины возникновения и проявления отклонений в поведении и личностном развитии школьника. Какие требования, на ваш взгляд, необходимо соблюдать педагогу? Необходимо соблюдать педагогу при организации коррекционной работы с трудными школьниками?

Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого – педагогических проблем. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства с рыночной экономикой. Крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентности – всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи, среди которой выделяются подростки. Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией, совершают экономические преступления. Уже это свидетельствует, что молодёжь сегодня особенно нуждается в помощи воспитателей и учителей. Но коррекция поведения современного трудного учащегося возможна, если сам педагог хорошо разбирается в психологии трудного школьника и в способах педагогического общения с ним. В школе часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных, грубых и т.д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ

Наиболее распространенными социальными причинами, вы­зывающими нарушения в личностном развитии, могут быть:

1. Депривация (эмоциональная, социальная, сенсорная) — состояние недостаточного удовлетворения какой-либо важной психологической потребности. Ведет к задержке познаватель­ной сферы, к нарушению процессов мышления, межличност­ного взаимодействия, возникновению заторможенности, апа­тии, раздражительности.

2.  Влияние окружающей социальной среды, которая особенно значима для детского, подросткового и юношеско­го возрастов. Именно в эти периоды происходит интенсив­ное формирование характерологических свойств личности, потребностей, ценностных ориентации, мотивации поведения. Например, если подросток или юноша попадает в группу свер­стников с антисоциальными формами поведения (насилие, тенденции к употреблению алкоголя, наркотиков), то у него разрушаются нормальные человеческие отношения, изменя­ются ценностные ориентации, которые и оказывают в даль­нейшем существенное влияние на его личностное развитие.

3. Образ жизни, преобладание определенных жизненных норм в статусе поведения ребенка, от которых зависит его сома­тическое (физическое) и психическое (душевное) здоровье. На­пример, ребенку или подростку часто объясняют, как он должен себя вести, какими качествами он должен обладать, но ситуа­ции, когда он мог бы проявить себя в жизни, не создают. По­добный подход к формированию личности ребенка обуславлива­ет различные психологические проблемы, в том числе и создает условия для возникновения отклонений в личностном развитии.

Биологические причины особенно отрицательно сказываются на развитии личности в период раннего и дошкольного детства. К ним можно отнести врожденные аномалии (болезнь Дауна), наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного мозга, патологии беременности, родо­вые и послеродовые травмы, интоксикации головного мозга и другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если с ними не проводилась специальная реабилитационная ра­бота, обнаруживают различного рода аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности роль биологических факторов следует рассматривать не обособленно, а с учетом со­циальных условий, в которых находится индивид.

Основанием для классификации причин личностных нару­шений могут также быть характеристики особенностей их воз­никновения и проявления.

С точки зрения причин возникновения нарушений. При­чины нарушения личностного развития могут быть «внеш­ними» или «внутренними», а нарушения — первичными и вторичными. «Внешними» причинами считают различные отрицательные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и не­гативные отношения ребенка с окружающими людьми (на­рушенные отношения в семье, дошкольном учреждении, специальном учреждении). Действие «внутренних» причин представляется как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустрированность как эмоциональное нару­шение деформирует познавательную сферу личности, снижа­ет способности к обучению.

С точки зрения особенностей проявления нарушений. На­рушение может проявляться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как не­доразвитие их (слабоволие и пр.). В соответствии с названны­ми критериями выделяют четыре вида нарушений.

1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия социальных условий на ребенка.

2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих людей к ребенку. По этой причине у ребенка могут отсутствовать такие важные со­циальные структуры, как социально-позитивные мотивы, спо­собности к сопереживанию, социальная компетентность и др.

3.  Вторичные нарушения какой-либо сферы личности вследствие появления какой-либо деформации психики. (На­пример, повышение тревожности личности ребенка может дезорганизующе повлиять на развитие произвольного мыш­ления и пр.)

4.  Отставание всех сфер личности и психических процес­сов в своем развитии.

Психические и личностные отклонения — это не случай­ный набор психопатологических признаков, он представляет собой определенную систему. В конце 60-х годов прошлого века практикующими врачами было замечено, что между отдельными симптомами той или иной душевной болезни су­ществуют определенные связи. В результате в конце XIX в. возникло учение о симптомокомплексах, которое затем обога­тилось понятием «синдром». Симптом это относительно простой и достаточно четко очерченный признак болезни. Симптомокомплекс — это определенный набор симптомов, присущих психическому расстройству. Синдром это зако­номерное сочетание различных симптомов, проявляющихся в рамках психических заболеваний.

Любое психическое и личностное отклонение от нормы про­является разными синдромами. Выявленная специфичность сочетания синдромов при проявлении той или иной болезни стала основой нозологического направления (Э. Крепелин) в определении и лечении психических отклонений. Сущность другого направления — синдромологического — состоит в том, что, по мнению его авторов, необходимо придерживать­ся определения главного синдрома, так как в клинической практике лечат не психическую болезнь, а синдром.

 

Нарушения личностного развития у детей и подростков без психической патологии

Отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: аномальные привычки поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные нарушения, нарушения волевой сферы, антисоциальная мо­тивация поведения, недостатки в развитии характера и мно­гие другие.

К наиболее распространенным отклонениям в личностном развитии детей и подростков относят аномальные привычки и различные девиации поведения, возникающие в результате соответствующих социальных воздействий.

Аномальные привычки — это своеобразные стили пове­дения, появившиеся в результате некритического воспри-ятияребенком или подростком форм поведения в конкретной социальной среде. Ребенок и подросток, не владея другими формами защиты своих прав, интересов, желаний, подражая взрослым и своим авторитетным сверстникам, начинает в об­щении проявлять грубость в виде сквернословия и других не­гативных форм реагирования. С другой стороны, в процессе взросления ребенок, став подростком, стремясь самоутвер­диться в собственном воображении и в глазах сверстников, за­имствует формы поведения, которые, по его мнению, делают его более взрослым. Это курение, употребление алкоголя, нар­котических веществ и т. п.

В зависимости от причин, породивших аномальные при­вычки и различные формы девиантного поведения, выделяют следующие наиболее распространенные виды привычек:

1.  Аморальные и ассоциальные привычки поведения. К ним относят поступки вербального (словесно-понятийного и двигательного), нравственно-поведенческого содержания, такие как сквернословие (нецензурная брань), грубый тон (крик), неискренность (лживость), употребление в речи так называемых слов-паразитов, несоблюдение санитарно-ги­гиенических требований по уходу за своим телом, одеждой (обкусывание ногтей на руках, отсутствие привычки мыть руки перед едой, чистить зубы, вовремя менять белье и т. п.), реакции конфликтного характера при взаимоотношениях (драчливость, повышенная моторно-двигательная и эмоцио­нальная возбудимость).

2. Привычки вербального и моторно-двигательного ха­рактера, обусловленные невротическими состояниями. В их числе могут быть проявления логоневроза, повторяю­щиеся движения рук, головы, тики глаз, гиперемия кожи ли­ца и др. Эти привычки чаще всего проявляются в ситуациях, порождающих у ребенка психоэмоциональное напряжение. Особенно это заметно в период болезни, во время конфликтов с родителями и сверстниками, в условиях повышенной ответственности (при невыполнении каких-то обещаний, при не­подготовленности к уроку и др.). Одни дети в этих случаях становятся возбужденными, аффективными, капризными, плаксивыми, другие — стеничными, вялыми, третьи — сверх­общительными и т. п.

Основными причинами появления таких привычек могут быть вегетативная неустойчивость нервной системы ребенка, особые условия воспитания детей в семье (гиперопека и др.), трудности психологической перестройки при ускоренном или замедленном физическом созревании в подростковом возрас­те и др. Если дете'й и подростков обучать приемам общения и саморегуляции, то у них формируются адаптационные меха­низмы, которые способствуют их постепенному преодолению.

3. Аномальные привычки интоксикационного генезиса. К ним относят привычки, связанные с употреблением алкого­ля, табакокурением, наркоманию и токсикоманию. Развитие этих вредных привычек происходит постепенно. Решающее значение оказывает негативное микросоциальное окружение. Сначала подросток или юноша старается быть послушным в семье, с учителями и пытается скрывать то, что он, на­пример, курит, пробует выпивать, и он как бы находится в двойственном положении. Эта раздвоенность позиции ведет к тому, что у детей появляются такие черты, как насторожен­ность, хитрость, неискренность, которые со временем стано­вятся устойчивыми личностными образованиями.

Навыки и привычки — фундамент поведения личности. На их основе формируется характер человека. Поэтому необ­ходимо постоянно заботиться о том, чтобы с самого начала жизненного пути у ребенка формировались положительные привычки поведения. Они позволят ему быстрее ориентиро­ваться в жизненных ситуациях и овладевать новым опытом социальных отношений.

Требования которые нужно соблюдать  педагогу при организации коррекционной работы с «трудными» школьниками.

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей, Недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего появляются так называемые "трудные" подростки.

Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или подростками асоциального поведения, опытные классные руководители организуют процесс перевоспитания.

На первом этапе работы с "трудными" подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.

Так, изучение причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:

что искажено в духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием, каких причин;

какие неблагоприятные условия существуют в данный момент;

с какими отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие следует устранить с помощью семьи и общественности;

были ли допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.

После изучения трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт, используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического взаимодействия, а также методы перевоспитания.

Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, "реконструкция" характера - с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также самовоспитание.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание.

Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция - это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.

Таким образом, индивидуальный подход - это важнейший принцип воспитания и обучения подростков и молодежи. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического опыта учителя. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

Категория: Мои статьи | Добавил: ADMIN (25.12.2012)
Просмотров: 2294 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Главное правило сайта:"if помогло? then оставь комментарий! else оставь отзыв!"
Имя *:
Email:
Код *:
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz