Личностно-деятельностный подход в
современной школе: роль, особенности, проблемы в реализации. Сопоставительный
анализ личностно - деятельностного и традиционного подходов к организации
образовательного процесса в школе. Каковы психолого - педагогические условия
реализации личностно - деятельностного подхода.
Формирование личности ребенка
О том, каким
образом происходитформирование личности ребенка, и в чем именно заключается
значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно
считать своего рода отправной точкой, с которой, в идеале, должно быть связано
изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует
иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с
окружающими его людьми.
Что же такое
"личность”?
Многие путают
понятая "личность” и "индивидуальность”. "Мой ребенок – уже полноценная
личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а
классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза.
Между тем, психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного
малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Также,
как и черты характера, коммуникативные
способности и т.д. Индивидуальные характеристики человека, такие, как
темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации
(внимание, память), во многом влияют на формирование личности, но они не
определяют всецело ее структуру.
Когда же можно
говорить о том, что ребенок осознает себя как личность?
Психологи
выделяют несколько важных критериев:
• малыш полноценно употребляет
личные местоимения;
• он способен, пусть даже на самом
простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях,
мотивах и проблемах;
• он обладает навыками самоконтроля;
таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего
отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о
недостаточном развитии личности;
• он имеет базовые представления о
том, что такое "хорошо” и "плохо” и способен отказаться от "плохого” во имя
"хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага.
Возраст и
формирование личности ребенка
К какому же
возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из
перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению
двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говоритьи он
сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими
поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую
значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5
годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными
характеристиками и "встроенную” в систему отношений с окружающим миром.
Смена
воспитательных стратегий
Почему родителям
важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот
процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того,
насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами
и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит
предъявлять ему. Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо иметь представление
об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например,
типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается
увещевать его: "немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем, подобные
внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия
не имеет о том, что такое "стыдно”. Более того, он не способен контролировать
свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и
требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять – это
не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное
поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни какой-либо
психологической и педагогической коррекции.
Теперь возьмем другой
случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно
взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется
горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он
прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым,
когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля
он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или
ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном
совете опять ставится вопрос об избалованности чада.
Между тем,
подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными
навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их
помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое
плохо, пока еще он мыслит категориями "я хочу”, "я не хочу”, "мне нравится” и
т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у
некоторых детей и ближе к трем годам), и будет связана с активной наработкой им
социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре, важными
составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.
Таким образом,
согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание
малыша до года должно строится исключительно на создании ему оптимальных
условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития:
ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После
года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными
и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно.
Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он
неправ, но не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение:
легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет
апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет
родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5 – 4
лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит
либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.
Роль родителей в
формировании личности ребенка
Формирование
самооценки ребенка, его ценностной системы – то есть важных компонентов
личности – в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил,
которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со
временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя
или с отношением к нему окружающих.
1) Формируйте
адекватную самооценку. Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в
худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных
качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему:
"посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”! В то же время вариант "посмотри
на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок” – недопустим.
Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими
детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как "умного”,
"доброго”, "красивого” и т.д. – не
употребляя степеней сравнения.
2) Поощряйте
коммуникацию. Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими
детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит
правила поведения в обществе.
3) Не
игнорируйте гендерный аспект воспитания. Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок
переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна
сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о
взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему
ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на
собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения
супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить
"правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение
родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса
Эдипа/Электры или к другим нарушениям.
4) Учите его
этике и морали. Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе
взаимодействия людей – что такое "честно”, "справедливо”, "хорошо”, "плохо”.
Некоторые родители считают, что не нужно "пудрить мозги” малышу подобными
объяснениями – "вырастет и поумнеет”. Между тем, неумение ребенка соизмерять
свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам
и дальнейшим проблемам в общении
1. Воспитание
как процесс
Имеет место
общеизвестное понимание процесса, а также установленного нами в главе
«обучение», согласно которому в реальной действительности существуют не
процессы как таковые, а реальные объекты, предметы, явления, изменяющиеся и
развивающиеся. Последовательность изменений или последовательность смены
состояний того или иного объекта (предмета, явления) и составляет процесс.
Следовательно, говорить о процессе безотносительно к объекту возможно только на
уровне высокой абстракции, в остальных случаях отнесенность к объекту
обязательна.
Но в приведенных
высказываниях вслед за определениями воспитания как процесса следуют различные
признаки этого процесса. Обратимся теперь к признакам процесса воспитания. Так,
процесс называется всеобъемлющим (6), целенаправленным (9), организованным
(14), объективно закономерным (16), учебно-воспитательным (10). Эти признаки
процесса воспитания (воспитания как процесса), за исключением последнего (10),
могут быть свободно отнесены к другим процессам, происходящим в различных
сферах общественной жизни и даже за ее пределами. И только последняя
характеристика – учебно-воспитательный – называет отличительный качественный
признак процесса, позволяющий отнести его к педагогической сфере, но этот
признак приводит к тавтологии, поскольку процесс воспитания определен через
признак «учебно-воспитательный», содержащий в себе то, что подлежит
определению, т. е. фактически процесс воспитания определен признаком
«воспитательный». Таким образом, ни один из признаков процесса воспитания,
содержащихся в высказываниях, не позволяет отличить воспитание от других
процессов
Воспитание как
процесс развития личности.
Воспитание —
целенаправленный и организованный процесс формирования личности с помощью
специально организованных пе¬дагогических воздействий в соответствии с
определенным социально-педагогическим идеалом. Воспитание как педагогическое
понятие включает в себя 3 существенных признака:
1)
целенаправленность, наличие какого-то образца, социально-культурного ориентира,
идеала;
2) соответствие
хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям
исторического развития человечества;
3) наличие
определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний.
Движущие силы Воспитания:
Внешние
противоречия социальные и педагогические – между возрастными требованиями к
жизни и тем требованиям, кот предъявляются обществом к молодым, между школой и
семьей – политические, экономические и социальные противоречия – между идеалами
и действительностью.
Внутренние –
противоречия самой личности - между педагогическими условиями и активной
деятельностью ребенка, между стремлениями и возможностями
Педагогические
закономерности воспитания — это адекватное отражение объективной
действительности воспитательного процесса, обладающего общими устой¬чивыми
свойствами при любых конкретных обстоятель¬ствах. Выделится закономерности:
1.Воспитание
ребенка совершается только путем активности са¬мого ребенка. Мера его усилий
должна соответство-вать мере его возможностей. Любая воспитательная задача
решается через актив¬ные действия: физическое развитие — через физические
упражнения, нравственное — через постоянную ориен¬тацию на самочувствие другого
человека, интеллектуаль¬ное — через мыслительную активность, решение
интел¬лектуальных задач.
2.Содержание
деятельности детей в процессе их вос¬питания определяется на каждый данный
момент развитияактуальными потребностями ребенка. Опе¬режая актуальные
потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если
не учитывать возрастные изменения потреб¬ностей ребенка, то процесс воспитания
затруднится и нарушится.
3.Соблюдение
пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной
деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превы¬шает активность
ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключительном этапе ребенок
все делает сам под контролем педагога. Совместно раз¬деленная деятельность
помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно
для свободного творческого развития личности.
Принципы
воспитания (общие руководящие положения, требу¬ющие последовательности действий
при различных усло-виях и обстоятельствах):
1. Вытекает из
цели воспитания и учитывает природу воспитательного процесса, - принцип
ориентация на ценностные отношения — постоянство профессионального внимания
педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным
ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам
жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на
ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка
педагога.
2. Принцип
субъектности — педагог максимально содействует развитию способности ребенка
осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои дей¬ствия.
Принцип субъектности ис¬ключает жесткий приказ в адрес детей, а предпола¬гает
совместное с ребенком принятие решения.
3. Вытекает из
попытки со¬гласовать социальные нормы, правила жизни и авто¬номность
неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит — принятие ребенка
как данно¬сти, признание за ребенком права на существование его таким, каков он
есть, уважение его истории жиз¬ни, которая сформировала его на данный момент
именно таким, признание ценности его личности.
Методы
воспитательного воздействия — это конкрет¬ные пути влияния на сознание,
чувства, поведение воспи¬танников для решения педагогических задач в совместной
деятельности, общении воспитанников с педагогом-вос¬питателем. Для практической
работы педагога больше всего под¬ходит следующая классификация методов
воспитания:
- методы
убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия
воспитываемых, происходит оперативный обмен информаци¬ей (внушение,
повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
- методы
упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность
воспитуемых и стиму¬лируется позитивные ее мотивы (различные виды за¬даний на
индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований,
состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха);
- методы оценки
и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование
деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения
(критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля,
самоконтроля, самокритики).
Формы воспитания
— способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной
организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. В
педагогической литературе единого подхода к клас¬сификации форм воспитательной
работы нет. Наиболее распространенной является классификация организаци¬онных
форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащимися: массовые
формы (участие всего клас¬са), кружково-групповая и индивидуальная.
В комплексном
воспитательном процессе можно вы¬делить направления: физическое, умственное,
нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание.
Содержание
физического воспитания включает:
-
совершенствование организма человека предполагает развитие двигательной и
костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и
укреплении здоровья человека. От физического состо¬яния зависят успешность
учебной, профессиональной деятельности;
- просвещение
учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
- формирование
механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли,
выносливости, настойчивости, самодисциплины;
- разностороннее
развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
Содержание
умственного (интеллектуального) воспитания:
- развитие
интеллекта посредством развития всех по¬знавательных функций человека:
психических процессов ощущения, восприятия, мышления, вообра¬жения, речи;
- умственное
просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
- развитие
индивидуальных интеллектуальных спо¬собностей и познавательных возможностей
учащих¬ся;
- развитие
сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
Содержание
нравственного воспитания составляют:
- моральное
воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного
по¬ведения;
- этическое
воспитание — формирование правил хо¬рошего тона, культуры поведения и
отношений;
- патриотическое
воспитание — формирование чув¬ства любви и ответственности за свою Родину, фор¬мирование
готовности встать на защиту Родины и своего народа.
Каковы сущность
и цеди воспитания?
Воспитание как общественное явление —
сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения
подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную
деятельность, творчество, духовность. Это становление их людьми, развитыми
личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями
собственного счастья.
Воспитание возникло из практической
потребности приспособления, приобщения молодых людей к условиям общественной
жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В
результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь
утрачивающих способность к труду старших.
Воспитание (в педагогике и психологии) —
это целенаправленный процесс формирования у людей высоких
гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических
качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми
обществом социальными и педагогическими требованиями, который может быть
интерпретирован в нескольких смыслах.
Воспитание в локальном значении — это
решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.
Воспитание в узком смысле — это
целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у детей
систему определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и
убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание
условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития
человека в обществе.
Воспитание всегда преследует определенные
цели, которые в настоящее время сводятся к:
•
формированию отношений личности к миру и к самой себе, предполагающему
такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер
своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно
осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные,
эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает
положенное ему место в обществе;
•
формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т. е.
воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и
психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать
разнообразные трудности, встречающие на его пути;
•
воспитанию социально компетентной личности, представляющей собой
человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и
характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними
добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления
напряженности и непонимания в обществе;
•
приобщению человека к культуре, т. е. формированию его эстетически и
духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности ;
•
воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и
социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего
народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;
•
воспитанию автономно развитой личности, предполагающему формирование у
человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в
окружающей действительности;
•
развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределении,
самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание ей
настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих
индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не
останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего
саморазвития.
Современные
концепции воспитания
Вопрос
воспитания остается актуальным на протяжении многих десятилетий. Целые
поколения родителей, воспитателей и педагогов стараются подобрать идеальную
модель для развития умений и навыков у детей. Однако, как говорится, сколько
людей, столько и мнений. Поиски лучшей модели воспитания привели к появлению нескольких
направлений в области педагогики. И чтобы вы смогли понять, какое из них
подойдет именно вашему ребенку, рассмотрим основные современные концепции
воспитания.
Современные
подходы и концепции воспитания
В процессе
поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов
образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В
область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых
воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела
еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет
воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX
века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель
воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и
т.д.
Современные же
концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются
ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли
педагога в процессе воспитания и развития ребенка.
Современные
концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий,
основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:
• гуманистическая психология (К.
Роджерс, А. Маслоу);
• поведенческая (бихевиористская)
теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
• когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж.
Пиаже);
• биологическая (генетическая)
теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
• психоаналитическая теория (З.
Фрейд, Э. Эриксон).
В 60-70 гг. XX
века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию.
Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на
практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса. Благодаря
этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели
специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:
• постановка целей обучения, в
которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание,
применение);
• возможность воспроизведения всех
обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка
согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и
постановка новых целей;
• обратная связь с воспитанником,
контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов
воспитания.
Общие
закономерности современных концепций воспитания
Несмотря на
разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на
общих закономерностях:
• воспитание происходит в тесной
взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
• эффективность воспитания зависит
от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
• результаты воспитания зависят от
всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и
цели, понятные ребенку и педагогу.
Согласно
стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания
личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:
• повышение роли воспитательной
деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
• необходимость восстановления
соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями
воспитуемой личности, общества и государства;
• восстановление роли государства в
воспитании молодого поколения;
• расширение субъектов воспитания,
таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.
Современные
концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке
культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор
пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится
усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность
обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью
новейших технологий.