Многообразие подходов к соотношению
понятий развитие и обучение. Как Вы считаете, какую роль играет
целенаправленное обучение в развитии личности, и интеллекта ребенка? Понятие
«развивающее обучение». Какое обучение можно считать развивающим? Обоснуйте
собственную позицию.
В истории педагогической мысли имеются
три точки зрения на вопрос о соотношении обучения и развития.
Одна из них, ставшая уже достоянием
истории, была представлена американским ученым Э. Торндайком и состояла в
признании обучения и психического развития как тождественных процессов. Каждый
шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел
разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в
обучении.
Эти взгляды разделяли У. Джеймс, Дж.
Уотсон, К. Коффка, хотя природу обучения они понимали по-разному. Они полагали,
что любое обучение является развивающим, так как, например, обучение детей
каким-либо грамматическим знаниям уже приводит к развитию у них ценных
умственных действий (привычек). Эта точка зрения очень удобна для практиков,
поскольку она оправдывает любые действия педагогов (учителей, методистов и
др.).
Другая точка зрения, высказанная
известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемая его школой, отрицает
связь между обучением и развитием ребенка. По мнению Ж. Пиаже, мышление ребенка
с необходимостью проходит через все известные фазы и стадии независимо от
процесса обучения. Более того, обучение обусловлено уровнем развития человека.
«Развитие создает возможности - обучение их реализует» (В. Штерн). Обучение -
это лишь внешние условия созревания, детского развития. Этой точки зрения
придерживались А. Гезелл, 3. Фрейд и др. Сторонники таких взглядов полагают,
что детей можно и нужно учить лишь тому, что он «может понять», к чему у них
созрели определенные познавательные способности (принцип доступности обучения).
Естественно, что эта точка зрения не признает самой идеи развивающего обучения.
И, наконец, согласно третьей точке
зрения, наиболее признанной российскими учеными, обучение ведет за собой
развитие и должно идти впереди него. Впервые она была сформулирована Л.С.
Выготским в его концепции умственного развития ребенка.
Развитием является только то обучение,
которое ориентировано на зону ближайшего развития.
Современная отечественная педагогика стоит
на точке
зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне
обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует,
ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается
чисто механически.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци,
Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Научное обоснование этой теории дано в
трудах Л.С. Выготского. Развивающее обучение есть продуктивная реализация
принципа опережающего развития обучения.
Термин "развивающее обучение"
обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Введенный для обозначения
ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую
практику.
Под развивающим обучением понимается
новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену
объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение учитывает и
использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям
индивидуума.
Развивающее обучение происходит в зоне
ближайшего развития ребенка. Развивающее обучение - это ориентация учебного
процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.
Проблемное
обучение
– это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая
самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов
науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципов
проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика ориентирован на
формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов
учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими
научных понятий и способов деятельности.
Так как – Во-первых, на мой взгляд, именно
проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации
мышления учащихся. Суть активности при проблемном обучении заключается в том,
что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так,
чтобы самому получить из него новую информацию. Новое применение знаний ищется
и находится самим учеником.
Во-вторых, цель активизации учащихся
посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень
мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий.
В-третьих, мне кажется, что в классах
физико-математического и социально-экономического профиля использование
технологии проблемного обучения наиболее эффективно, потому что учащиеся
способны и к активной интеллектуальной деятельности, и мыслить логично, и
работать самостоятельно, и устанавливать причинно-следственные связи, и
проверять полученные гипотезы на практике.
В-четвертых, технология проблемного
обучения позволяет развивать, что тоже немаловажно, творческие способности
учащихся.
В-пятых, проблемное обучение
способствует успешной социализации учащихся, т.к. суть активизации учения
школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления
путем создания и решения проблемных ситуаций. Если ученик способен найти ответ
на проблемной вопрос в учебной деятельности, то он способен разрешить и любую
другую, социальную или жизненную проблему.