ОБЩЕНИЕ КАК
ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ. Возможно – и воспитания без общения воспитателя с
воспитанником? Какие модели общения в процессе воспитания, на ваш взгляд, более рациональны?
К какому стилю общения с детьми вы отдаете предпочтение? почему?
Для решения вышеозначенных задач используют
разные приемы и средства:
·
организацию совместного
труда воспитателя и воспитанника;
·
объяснение значимости
определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего
предприятия. Отечества;
·
материальное и моральное
поощрение производительного труда и проявления творчества;
·
знакомство с трудовыми
традициями семьи, коллектива, страны;
·
кружковые формы
организации труда по интересам (технического творчества, моделирования,
театральной деятельности, кулинарии);
·
упражнения по выработке
трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета,
письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ: изготовления
изделий из дерева и металла);
·
творческие конкурсы и
соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;
·
временные и постоянные
домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных
обязанностей в трудовых бригадах;
·
систематическое участие
в общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организации
профессиональной деятельности;
·
контроль за экономией
времени и электроэнергии, ресурсами;
·
учет и оценка
результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи,
рационализации процесса и наличие творческого подхода);
·
специальная
профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика,
оператора, библиотекаря, сантехника).
Целью эстетического воспитания
является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность
к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться не только по
отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что
созерцая художественное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы
приобщаемся к "прекрасному”. Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана
мы постигаем как "возвышенное”, которое человек сотворить не в силах. (Кант
И. Критика способности суждения. М., 1994).
Благодаря способности к восприятию прекрасного,
человек обязан привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в
быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт. Одновременно
эстетическое воспитание должно уберегать нас от ухода в "чистый эстетизм”.
В рассказе "Снежная королева” современного
петербургского прозаика
В. Шпакова героиня стремится свести жизнь к существованию в прекрасной сфере
классической музыки. Стремление к классике - само по себе похвально, но беда в
том, что по пути к ней презирается и отбрасывается "грубая” повседневность, в
которой все мы живем. И повседневность мстит, сводя героиню с ума. (Шпаков В.
Клоун на велосипеде. СПб., 1998).
В процессе эстетического воспитания используют
художественные и литературные произведения музыку, искусство, кино, театр,
народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном,
музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и
концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и
художественных выставок, изучение архитектуры города.
Воспитательное значение имеет эстетическая
организация труда привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и
образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике
одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному
ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота
подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.
Основными задачами физического воспитания
являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и
вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также
воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности
человека.
Организация физического воспитания
осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе,
вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом
учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических
походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики
заболеваний подрастающего поколения.
Для воспитания физически здорового человека
чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима: продолжительный
сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видов деятельности.
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека
ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.
Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и
профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В то же
время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой
угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие
экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи,
производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование
деловых качеств – бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и
накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования,
экономической рентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности
природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение
к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек
должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и
ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание
уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на
критическое отношение к тем, кто преступает последние.
Воспитательный процесс в целом и в рамках
отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях
(В. И. Гинецинский).
Первый, так называемый социетарный уровень дает
представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его
развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни
социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях
молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в
законе "Об образовании”, в Конституции, в Международной Конвенции о правах
человека и других государственно-политических документах, в которых выражена
образовательно-воспитательная политика нашей страны и всего международного
сообщества.
Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспитательных
целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. Т.е. организации
учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями
являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома
творчества и центры развития.
Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях
отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например,
коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих
сотрудников, ассоциация бизнесменов – на своих коллег, ассоциация
женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, – на государственные
органы, ассоциация педагогов – на развитие творческого потенциала педагогов.
Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как
практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических
и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут служить:
родительское воспитание, работа социального психолога и педагога с детьми,
подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками
в условиях образовательной системы.
Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания,
который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в
разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в
процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного
соревнования.
Виды воспитания
Классификации воспитания основаны на
многообразии целей и способов их достижения.
1.
По институциональному
признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, религиозное, воспитание по
месту жительства (общинное), воспитание в детских, юношеских организациях и в
специализированных образовательных учреждениях (детских домах,
школах-интернатах).
2.
По стилю отношений между
воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое,
либеральное и попустительское воспитание.
Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией
руководства, доминированием единоначалия.
Демократический стиль характеризуется распределением полномочий
между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга,
интересов.
Либеральный стиль (невмешательство) характеризуется отсутствием активного
участия педагога в управлении процессом воспитания и обучения.
Попустительский стиль характеризуется "равнодушием” (чаще
неосознанным) со стороны педагога в отношении развития, динамики учебных
достижений, уровня воспитанности подопечных.
Модели воспитания
Модель (лат. – мера, образец).
Модели воспитания – сформированные посредством знаковых
систем мыслительные аналоги, схематично отображающие образовательную практику в
целом или отдельные ее фрагменты.
Прагматическая модель. Ее представители рассматривают воспитание в
рамках научения. Воспитуемый должен решать реальные жизненные проблемы, добиваться
максимального благополучия. Основа воспитания - взаимодействие с реальной
средой. Слабое место теории – воспитание жестких прагматиков и индивидуалистов.
Антропоцентристская модель – опирается на понимание сущности человека
как открытой системы, постоянно изменяющейся и обновляющейся. Сущность
воспитания заключается в создании среды для максимального саморазвития
индивида.
Социетарная модель ориентирована на выполнение социального
заказа как высшей ценности в рамках малых (семья, школа, референтная группа) и
больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества,
нация, народ).
Гуманистическое воспитание опирается на учет личностных и
индивидуальных особенностей воспитанника. В основе воспитания идеи гуманизма –
помощь в становлении личности (Вальдорфские школы).
Свободное воспитание – вариант демократического стиля,
направленный на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для
свободного выбора их удовлетворения (идеи М.Монтессори и др.).
Что необходимо ребенку с момента его рождения? Это питание и уход. Но «общение
также необходимо ребенку, как и пища». Если ребенок «лишен постоянных контактов
со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не
растет, худеет, теряет интерес к жизни». Общение может быть не только здоровым
(полезным, благоприятным), но и вредоносным.
«Неправильное общение
«отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье,
эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу».
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как и дети
«с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно
сложившихся отношений в семье». Все разрешимо, если удается восстановить благоприятный
стиль общения. Этот стиль общения ставит в центр личность ребенка, любовь к
этому ребенку. «Ребенок – человек повышенной ценности. Ребенок дан нам для
того, чтобы мы его любили.
Любовь к ребенку может
быть чисто физиологической, а может быть высокой. Один любит ребенка потому,
что это его дитя и он этим гордится; другой – потому что ребенок маленький,
беспомощный, забавный; третий любит в нем свое продолжение, четвертый
соприкасается с тайной, с чудом, с загадкой природы» (Симон Соловейчик).
А любить ребенка надо «просто так, просто за то, что он есть».
Поведение,
манера общения ребенка во многом зависит от стиля родительского общения и
воспитания, то есть, в какой семье он воспитывается.
Существуют разные
стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций,
так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми
является значительно более авторитарным и жестким. При анонимном анкетировании
детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60 % родителей
используют физические наказании; среди них 85 % - порка, 9 % - стояние в углу,
5 % - удары по голове и лицу.
Ребенок живет вместе
со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так,
как к ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в
детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт
жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые
отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в
соответствии со сложившимися семейными традициями.
Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и
принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной
дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей
власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку,
которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или
неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные -
подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в
отношениях со сверстниками.
Либерально-попустительский
стиль подразумевает общение с ребенком на принципе
вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя
через требования "Дай!", "Мне!", "Хочу!",
капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он
не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое
главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, -
понимание слова "надо". В подобной семье формируется
недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет
вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и
труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не
приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Его социальный
эгоцентризм не дает возможности нормально овладевать социальным
пространством человеческих отношений.
Одним из вариантов
либерально-попустительского стиля в семье является гиперопека.
Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом,
психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое
внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой
болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами
ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье
родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное
жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на
благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем,
страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также
невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой
ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли
"головка", "животик", "горлышко"?
Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в
его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А
инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на
равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди
одноклассников.
Ценностное отношение к
ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный
стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и
доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При
этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает,
что такое "надо", и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет
полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственности за
близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он
умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного
достоинства и знает, что такое дисциплина.