«Трудные» школьники как психолого-педагогическая
проблема. Причины возникновения и проявления отклонений в поведении и
личностном развитии школьника. Какие требования, на ваш взгляд, необходимо
соблюдать педагогу? Необходимо соблюдать педагогу при организации коррекционной
работы с трудными школьниками?
Проблема
трудных учащихся – одна из центральных психолого – педагогических проблем.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно
очевидной в период построения демократического государства с рыночной
экономикой. Крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового,
отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентности –
всё это привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно
тяжело в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодёжи усилился
нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще
и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла
преступность среди молодёжи, среди которой выделяются подростки. Причем
появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в
военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете,
сотрудничают с мафией, занимаются проституцией, совершают экономические
преступления. Уже это свидетельствует, что молодёжь сегодня особенно нуждается
в помощи воспитателей и учителей. Но коррекция поведения современного трудного
учащегося возможна, если сам педагог хорошо разбирается в психологии трудного
школьника и в способах педагогического общения с ним. В школе часто наблюдается
ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных,
грубых и т.д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом
административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение
у директора или на педагогическом совете. Понятно, что подобные методы не
способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему
устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Поэтому нужно искать
пути выхода из сложившейся ситуации.
ПРИЧИНЫ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ
Наиболее
распространенными социальными причинами, вызывающими нарушения в личностном
развитии, могут быть:
1. Депривация
(эмоциональная, социальная, сенсорная) — состояние недостаточного
удовлетворения какой-либо важной психологической потребности. Ведет к задержке
познавательной сферы, к нарушению процессов мышления, межличностного
взаимодействия, возникновению заторможенности, апатии, раздражительности.
2. Влияние окружающей социальной среды, которая
особенно значима для детского, подросткового и юношеского возрастов. Именно в
эти периоды происходит интенсивное формирование характерологических свойств
личности, потребностей, ценностных ориентации, мотивации поведения.
Например, если подросток или юноша попадает в группу сверстников с
антисоциальными формами поведения (насилие, тенденции к употреблению алкоголя,
наркотиков), то у него разрушаются нормальные человеческие отношения, изменяются
ценностные ориентации, которые и оказывают в дальнейшем существенное влияние
на его личностное развитие.
3. Образ
жизни, преобладание определенных жизненных норм в статусе поведения
ребенка, от которых зависит его соматическое (физическое) и психическое
(душевное) здоровье. Например, ребенку или подростку часто объясняют, как он
должен себя вести, какими качествами он должен обладать, но ситуации, когда он
мог бы проявить себя в жизни, не создают. Подобный подход к формированию личности
ребенка обуславливает различные психологические проблемы, в том числе и
создает условия для возникновения отклонений в личностном развитии.
Биологические
причины особенно отрицательно сказываются на развитии личности в период раннего
и дошкольного детства. К ним можно отнести врожденные аномалии (болезнь Дауна),
наследственные психические заболевания, различные формы недоразвития головного
мозга, патологии беременности, родовые и послеродовые травмы, интоксикации
головного мозга и другие. Вследствие названных причин такие дети, особенно если
с ними не проводилась специальная реабилитационная работа, обнаруживают
различного рода аномалии в личностном развитии. Поэтому при изучении личности
роль биологических факторов следует рассматривать не обособленно, а с учетом социальных
условий, в которых находится индивид.
Основанием
для классификации причин личностных нарушений могут также быть характеристики
особенностей их возникновения и проявления.
С точки
зрения причин возникновения нарушений. Причины нарушения личностного развития
могут быть «внешними» или «внутренними», а нарушения — первичными и
вторичными. «Внешними» причинами считают различные отрицательные воздействия
(стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми
(нарушенные отношения в семье, дошкольном учреждении, специальном учреждении).
Действие «внутренних» причин представляется как влияние нарушенной части
психики на здоровую. Так, фрустрированность как эмоциональное нарушение
деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению.
С точки
зрения особенностей проявления нарушений. Нарушение может проявляться как
деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как
недоразвитие их (слабоволие и пр.). В соответствии с названными критериями
выделяют четыре вида нарушений.
1.
Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия
социальных условий на ребенка.
2.
Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих
людей к ребенку. По этой причине у ребенка могут отсутствовать такие важные социальные
структуры, как социально-позитивные мотивы, способности к сопереживанию,
социальная компетентность и др.
3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности
вследствие появления какой-либо деформации психики. (Например, повышение
тревожности личности ребенка может дезорганизующе повлиять на развитие
произвольного мышления и пр.)
4. Отставание всех сфер личности и психических
процессов в своем развитии.
Психические
и личностные отклонения — это не случайный набор психопатологических
признаков, он представляет собой определенную систему. В конце 60-х годов
прошлого века практикующими врачами было замечено, что между отдельными
симптомами той или иной душевной болезни существуют определенные связи. В
результате в конце XIX в.
возникло учение о симптомокомплексах, которое затем обогатилось понятием
«синдром». Симптом — это относительно простой и достаточно четко
очерченный признак болезни. Симптомокомплекс — это определенный набор
симптомов, присущих психическому расстройству. Синдром — это закономерное
сочетание различных симптомов, проявляющихся в рамках психических заболеваний.
Любое
психическое и личностное отклонение от нормы проявляется разными синдромами.
Выявленная специфичность сочетания синдромов при проявлении той или иной
болезни стала основой нозологического направления (Э. Крепелин) в определении и
лечении психических отклонений. Сущность другого направления —
синдромологического — состоит в том, что, по мнению его авторов, необходимо
придерживаться определения главного синдрома, так как в клинической практике
лечат не психическую болезнь, а синдром.
Нарушения
личностного развития у детей и подростков без психической патологии
Отклонения
в личностном развитии охватывает большой круг явлений: аномальные привычки
поведения, неадекватное реагирование в межличностных отношениях, эмоциональные нарушения, нарушения
волевой сферы, антисоциальная мотивация поведения, недостатки в развитии
характера и многие другие.
К наиболее
распространенным отклонениям в личностном развитии детей и подростков относят
аномальные привычки и различные девиации поведения, возникающие в результате
соответствующих социальных воздействий.
Аномальные
привычки — это своеобразные стили поведения, появившиеся в результате
некритического воспри-ятияребенком или подростком форм поведения в конкретной
социальной среде. Ребенок и подросток, не владея другими формами защиты
своих прав, интересов, желаний, подражая взрослым и своим авторитетным
сверстникам, начинает в общении проявлять грубость в виде сквернословия и
других негативных форм реагирования. С другой стороны, в процессе взросления
ребенок, став подростком, стремясь самоутвердиться в собственном воображении и
в глазах сверстников, заимствует формы поведения, которые, по его мнению,
делают его более взрослым. Это курение, употребление алкоголя, наркотических
веществ и т. п.
В
зависимости от причин, породивших аномальные привычки и различные формы
девиантного поведения, выделяют следующие наиболее распространенные виды
привычек:
1. Аморальные и ассоциальные привычки
поведения. К ним относят поступки вербального (словесно-понятийного и
двигательного), нравственно-поведенческого содержания, такие как сквернословие
(нецензурная брань), грубый тон (крик), неискренность (лживость), употребление
в речи так называемых слов-паразитов, несоблюдение санитарно-гигиенических
требований по уходу за своим телом, одеждой (обкусывание ногтей на руках,
отсутствие привычки мыть руки перед едой, чистить зубы, вовремя менять белье и
т. п.), реакции конфликтного характера при взаимоотношениях (драчливость,
повышенная моторно-двигательная и эмоциональная возбудимость).
2. Привычки
вербального и моторно-двигательного характера, обусловленные невротическими
состояниями. В их числе могут быть проявления логоневроза, повторяющиеся
движения рук, головы, тики глаз, гиперемия кожи лица и др. Эти привычки чаще
всего проявляются в ситуациях, порождающих у ребенка психоэмоциональное
напряжение. Особенно это заметно в период болезни, во время конфликтов с
родителями и сверстниками, в условиях повышенной ответственности (при
невыполнении каких-то обещаний, при неподготовленности к уроку и др.). Одни
дети в этих случаях становятся возбужденными, аффективными, капризными,
плаксивыми, другие — стеничными, вялыми, третьи — сверхобщительными и т. п.
Основными
причинами появления таких привычек могут быть вегетативная неустойчивость
нервной системы ребенка, особые условия воспитания детей в семье (гиперопека и
др.), трудности психологической перестройки при ускоренном или замедленном
физическом созревании в подростковом возрасте и др. Если дете'й и подростков
обучать приемам общения и саморегуляции, то у них формируются адаптационные
механизмы, которые способствуют их постепенному преодолению.
3. Аномальные
привычки интоксикационного генезиса. К ним относят привычки, связанные с
употреблением алкоголя, табакокурением, наркоманию и токсикоманию. Развитие
этих вредных привычек происходит постепенно. Решающее значение оказывает
негативное микросоциальное окружение. Сначала подросток или юноша старается
быть послушным в семье, с учителями и пытается скрывать то, что он, например,
курит, пробует выпивать, и он как бы находится в двойственном положении. Эта
раздвоенность позиции ведет к тому, что у детей появляются такие черты, как
настороженность, хитрость, неискренность, которые со временем становятся
устойчивыми личностными образованиями.
Навыки и
привычки — фундамент поведения личности. На их основе формируется характер
человека. Поэтому необходимо постоянно заботиться о том, чтобы с самого начала
жизненного пути у ребенка формировались положительные привычки поведения. Они
позволят ему быстрее ориентироваться в жизненных ситуациях и овладевать новым
опытом социальных отношений.
Требования которые нужно соблюдать педагогу при организации коррекционной работы
с «трудными» школьниками.
Период
взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа:
грубость с взрослыми, падение авторитета мнений родителей и учителей,
Недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже
враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего появляются так
называемые "трудные" подростки.
Зная и
учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками или
подростками асоциального поведения, опытные классные руководители организуют
процесс перевоспитания.
На первом
этапе работы с "трудными"
подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения
трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные
условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его
педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться
в перевоспитании, и пр.
Так, изучение
причин трудновоспитуемости желательно проводить по следующей схеме:
что искажено в
духовном мире подростка в наибольшей мере и под влиянием, каких причин;
какие
неблагоприятные условия существуют в данный момент;
с какими
отрицательными обстоятельствами может справиться сам воспитанник, а какие
следует устранить с помощью семьи и общественности;
были ли
допущены педагогические ошибки по отношению к подростку и как их исправить.
После изучения
трудного школьника необходимо установить с ним взаимоприемлемый контакт,
используя при этом разнообразные методы и приемы педагогического
взаимодействия, а также методы перевоспитания.
Второй этап
связан с процессом перевоспитания, который
предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод
перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с
соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе
классного руководителя по формированию убеждений, переучивание связано с приучением
к деятельности, "реконструкция" характера - с критикой и самокритикой
в коллективе. Ведущим условием действенности специфических методов
перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а также
самовоспитание.
На третьем
этапе индивидуальной работы на основе
установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует
развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника.
Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня
воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления
дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания
подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание
воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего
проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Показателями
воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого учащегося,
его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому
себе.
На четвертом
этапе продолжается индивидуальная
воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных
воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей,
способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и
потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов
воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности
согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе
с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия:
требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и
наказание.
Заключительным,
пятым этапом индивидуальной работы с трудными
подростками является корректирование. Коррекция - это способ педагогического
воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению
позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность
уточнить или пересмотреть коллективные и групповые воспитательные программы,
характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм
деятельности. Корректирование завершает индивидуализацию воспитательного
процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами
корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка,
самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы
используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с
учащимися.
Таким образом,
индивидуальный подход - это важнейший принцип воспитания и обучения подростков
и молодежи. Его реализация предполагает частичное, временное изменение
ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное
варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности
каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития.
Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от
конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от верного определения
уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности,
профессионализма и педагогического опыта учителя. Индивидуальный подход требует
от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять
их в жизнь.