Учебная деятельность как значимый вид
деятельности. Структура учебной деятельности с позиции разных исследователей.
С какими проблемами сталкивается
начинающий педагог при организации отдельных структурных компонентов учебной
деятельности школьников? Определите возможные способы их предупреждения и
устранения.
Учебная
деятельность
– деятельность субъекта, направленная на освоение общих способов действия и
саморазвития в процессе реализации и контроля, переходящих в самоконтроль и
самооценку.
Иногда УД рассматривается как синоним
научения, учения, обучения.
Согласно Эльконину Д. Б., учебная деятельность - это деятельность,
содержанием которой является овладение обобщенными способами действий в сфере
научных понятий.
учебная деятельность может
рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого
обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его
как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими
социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной,
познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность
обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку
обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в
разнообразных ситуациях.
Учебная деятельность характеризуется:
субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью
имеет определенную структуру и содержание.
Структура
УД
Учебная деятельность имеет свою
структуру. Д. Б. Эльконин выделил
несколько взаимосвязанных компонентов:
·
Учебная
задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия.
Является основным компонентом
·
Учебные
действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваимого
действия и воспроизводить этот образец;
·
Действия
контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
·
Действие
оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени
изменений, которые произошли в самом ребенке.
По В.В.
Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
·
актуализация
наличного теоретико-познавательного интереса;
·
определение
конечной учебной цели - мотивы;
·
предварительное
определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
·
выполнение
системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают
специфические преобразования предмета и построение модели;
·
действия
контроля;
·
действия
оценки (Репкин, 1997; аннотация).
По А.У.
Варданян, Г.А. Варданян:
·
учебные
задачи и действия, направленные на их разрешение;
·
характер
эмоциональной окрашенности УД;
·
цель
УД;
·
средства
(методы, способы) осуществления УД;
·
результат
УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области
действительности);
·
характер
процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав
действий (Варданян А.У. и др., 1985).
В.В.
Давыдов
считал, что в структуру УД входят:
·
учебные
ситуации (или задачи);
·
учебные
действия;
·
действия
контроля и оценки (Давыдов, 1986; аннотация)
Проблемы
организации УД:
·
Первая
проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как
следует начинать формирование учебной деятельности.Остается открытым вопрос о
том, сколько выполнить упражнений и заданий, для того чтобы овладеть учебным
умением.
·
Вторая
проблема обусловлена точкой зрения на «место» формирования учебной
деятельности. Им может быть образовательное учреждение, включая и учреждения
дополнительного образования, а так же место проживания обучающегося. В этой
связи существует деление учебной деятельности на выполняемую в образовательном
учреждении и выполняемую в условиях проживания (дома).
·
Третья
проблема. Специальные исследования (А.В. Батаршев, А.П.Сманцер) показывают, что
существенным тормозом успешности обучения на младших курсах вузов являются
трудности организации и управления самостоятельной работы.
·
Четвертая
проблема. К сказанному выше следует добавить проблемы становления учебной
деятельности в условиях использования информационных технологий в обучении
·
Пятая
проблема. В группе причин низкой самоорганизации учебной деятельности у
школьников среднего школьного звена неумение организовывать деятельность во
времени у 30% учащихся.