Учебная
деятельность ,как значимый виде деятельности. Структура учебной деятельности с
позиции разных исследователей. С какими проблемами сталкивается начинающий
педагог при организации отдельных структурных компонентов учебной деятельности
школьников? Определите возможные способы их предупреждения и устранения.
Учебная
деятельность – деятельность субъекта, направленная
на освоение общих способов действия и саморазвития в процессе реализации и
контроля, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Иногда УД
рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
Согласно Эльконину Д.
Б., учебная деятельность - это
деятельность, содержанием которой является овладение обобщенными способами
действий в сфере научных понятий.
учебная деятельность
может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на
самого обучающегося как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование
его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению ими
социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной,
познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность
обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку
обобщенных способов действий и их адекватного и творческого применения в
разнообразных ситуациях.
Учебная деятельность
характеризуется: субъектностью, активностью, предметностью,
целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание.
Структура
УД
Учебная деятельность
имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин
выделил несколько взаимосвязанных компонентов:
·
Учебная задача - то, что должен усвоить
ученик, подлежащий усвоению способ действия. Является основным компонентом
·
Учебные действия - то, что ученик должен
делать, чтобы сформировать образец усваимого действия и воспроизводить этот
образец;
·
Действия контроля - сопоставление
воспроизведенного действия с образцом;
·
Действие оценки - определение того,
насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в
самом ребенке.
По В.В. Репкину, в структуру учебной деятельности входят:
·
актуализация наличного
теоретико-познавательного интереса;
·
определение конечной учебной цели -
мотивы;
·
предварительное определение системы
промежуточных целей и способов их достижения;
·
выполнение системы собственно учебных
действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования
предмета и построение модели;
·
действия контроля;
·
действия оценки (Репкин, 1997;
аннотация).
По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:
·
учебные задачи и действия, направленные
на их разрешение;
·
характер эмоциональной окрашенности УД;
·
цель УД;
·
средства (методы, способы) осуществления
УД;
·
результат УД (усвоение учебного
материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);
·
характер процесса УД как содержание и
последовательность осуществления входящих в ее состав действий (Варданян А.У. и
др., 1985).
В.В.
Давыдов считал, что в структуру УД входят:
·
учебные ситуации (или задачи);
·
учебные действия;
·
действия контроля и оценки (Давыдов,
1986; аннотация)
Проблемы
организации УД:
·
Первая проблема. На сегодня нет единой
точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование
учебной деятельности.Остается открытым вопрос о том, сколько выполнить
упражнений и заданий, для того чтобы овладеть учебным умением.
·
Вторая проблема обусловлена точкой
зрения на «место» формирования учебной деятельности. Им может быть
образовательное учреждение, включая и учреждения дополнительного образования, а
так же место проживания обучающегося. В этой связи существует деление учебной деятельности
на выполняемую в образовательном учреждении и выполняемую в условиях проживания
(дома).
·
Третья проблема. Специальные
исследования (А.В. Батаршев, А.П.Сманцер) показывают, что существенным тормозом
успешности обучения на младших курсах вузов являются трудности организации и
управления самостоятельной работы.
·
Четвертая проблема. К сказанному выше
следует добавить проблемы становления учебной деятельности в условиях
использования информационных технологий в обучении
·
Пятая проблема. В группе причин низкой
самоорганизации учебной деятельности у школьников среднего школьного звена
неумение организовывать деятельность во времени у 30%
учащихся.