Учение,
обучение, научение, учебная деятельность, их сопоставительный ангализ и
взаимосвязь. Научение как результат учебной деятельности школьника. При помощи
каких видов научение возможно усвоение ребёнком нового материала на уроках.
Проблема выбора наиболее рациональных механизмов научение (отчего зависит выбор
механизма научения?)
-Рассматриваемую триаду понятий
ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф.
Талызиной таковы: (см.рисунок)
Таким образом,
психологические понятия "научение", "обучение",
"учение" охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением
опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с
предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.
Итак,
научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов
осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым
общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального
опыта, является "научение".
Учебная
деятельность – деятельность субъекта, направленная
на освоение общих способов действия и саморазвития в процессе реализации и
контроля, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Учебная деятельность -
это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и
требует специального формирования, характеризуется целями и задачами, мотивами.
Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать,
зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе
учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и
учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и
применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Научение отличается от
учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными
мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт -
знания, умения, навыки. Как всякое приобретение опыта, научение включает
протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление
(запоминание непроизвольное).
Важнейший фактор
научения - место усваиваемого материала в соответствующей деятельности.
Научение, изменение
поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае,
когда приобретение опыта - знаний, навыков, умений - определяется познавательными
мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об учебной деятельности
как о процессе).
Можно сделать вывод,
что учебная деятельность это процесс усвоения новых знаний умений навыков,
опыта, соответственно научение – это результат учебной деятельности.
Виды
научения
Все типы научения можно
разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.У человека имеются пять
видов научения. Три из них свойственны также животным
1. Научение по
механизму импринтинга.Представляет
собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с
использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через
импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало
поддающиеся изменению.
2. Условно-рефлекторное научение.В его рамках жизненный опыт
приобретается за счет формирования условных рефлексов.
3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт
приобретается «методом проб и ошибок».
4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за
поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и
усваивает наблюдаемые формы поведения
5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый
опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать
другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и
навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а
значение непонятных слов нуждается в разъяснении.
Научения реализуется за
счет следующих интеллектуальных
механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными
знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования
умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий),
инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой
информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания
новых знаний, предметов, умений и навыков).